Дети

Воспитание правдивости

Любовь к Родине, уважение к труду, умение работать в коллективе, быть выносливым, смелым, правдивым и честным – эти качества должны быть воспитаны в дошкольном возрасте, когда у ребенка начинают складываться привычки, которые впоследствии послужат для образования характера.

Наблюдая за поведением детей, я пришла к выводу, что дети к шести-семи годам реагируют на различные случаи жизни в зависимости от их результатов. Например, ребенок, совершивший проступок, знает, что следствием его бывает наказание. Наученный кем-нибудь, а может быть и бессознательно, он пытается скрыть свой проступок. И если на первый раз такая уловка проходит для него благополучно и бесследно для окружающих, то в подобных случаях он прибегает к уже испытанному средству, и тогда в будущем ложь явится для него обычным делом.

Бывает, что чрезмерная строгость нарушает доверчивость ребенка к воспитателю, родителям; в таком случае свойственная ему наивная откровенность перейдет вначале в скрытность, а затем и в прямую лживость.

На воспитание моральных качеств большое влияние оказывает стремление ребенка к подражанию.

Лучшим помощником в воспитании правдивости будет книга. Хотелось обогатить воображение детей яркими, живыми образами, вызвать у детей понимание этих образов и стремление подражать лучшим.

Рассказывая ребятам сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «Волк и семеро козлят», специалисты подчеркивали, что добро всегда торжествует над злом.

Интересно, что у детей образовались как бы два отношения к правде: в книге – одно, в жизни – другое. Дети справедливо осуждают проступки сказочных героев, а сами продолжают не сознаваться в своих шалостях. Но все же начинают понимать: говорить неправду – плохо.

Рассказ Л. Толстого «Лгун» небольшой и, казалось бы, незначительный по фабуле, тем не менее, как все рассказы Толстого из его «Азбуки для детей», оставляет глубокий след в их сознании. В рассказе Б. Житкова «Как я ловил человечков» говорится о том, что нарушение слова часто приводит к печальным результатам. Этот рассказ написан так увлекательно, что в процессе чтения заставляет детей поверить в существование человечков на игрушечном корабле и вместе с героем рассказа страстно желать их подстеречь.

Скрывать плохой поступок – это тоже ложь. Как, например, в рассказе Л. Толстого «Корова», где мальчик скрыл, что разбил стакан, и из-за этого погибло животное. Дети хорошо восприняли рассказ Н.Калининой «Золотой танк», где горькие слезы девочки о потерянном подарке отца вызывают раскаяние мальчика, утаившего танк.

Воспитывая у детей правдивость, специалисты стремятся привить им честное отношение к порученному делу, повысить чувство ответственности за него. Из рассказа К. Ушинского «Дети в роще» ребята узнали, что у каждого есть свое дело, которым он обязан заниматься. Вот один из примеров, подтверждающих эту возросшую сознательность детей. Когда после занятия дети шли на прогулку, а дежурившие в строительном уголке мальчики заметили там непорядок. Один взглянул на разбросанные кубики, но веселые окрики товарищей заставили его последовать за ними. Второй мальчик остался, хотя, по-видимому, ему тоже хотелось бежать за детьми. Но первый вернулся и начал деловито помогать. Вдвоем они быстро убрали и отправились на прогулку к остальным детям. Конечно, специалист не упустила этот случай, чтобы не рассказать о нем всем ребятам.

Так, постепенно, у детей появилась привычка – раньше, чем идти играть в зал или отправляться на прогулку, подходить к воспитателю и говорить: «У меня все в порядке. Можно мне идти играть?»

Знакомя детей с героями художественной литературы, расширяя их умственный кругозор, мы стараемся направить чувства детей, вызывая отрицательное отношение к малейшей неправде, контролируя действия детей и укрепляя растущую в них силу воли.

Приобретенные в детстве привычки окажутся прочным основанием для развития нравственных качеств в жизни.

Как приучать детей к здоровому образу жизни.